Эффект Рингельмана или почему командная работа убивает личную эффективность

the office

Знакома ли вам ситуация, когда необходимо сделать какой-то проект, у вас есть команда, но почему-то в итоге всё приходится делать самостоятельно в самый последний момент? Оказывается, у этого явления есть научное объяснение.

Эффект Рингельмана или почему командная работа убивает личную эффективность

В 1913 году французский профессор сельскохозяйственной инженерии Макс Рингельман описал эффект, согласно которому личная эффективность каждого члена группы уменьшается по мере увеличения группы. Говоря простым языком — чем больше людей работают над делом, тем хуже работает каждый отдельный человек.

Рингельман провёл эксперимент: попросил семь мужчин тянуть канат, сначала по отдельности, затем вместе. Выяснилось, что в среднем каждый мужчина тянул канат с усилием 85 кг, но когда они начинали тянуть канат вместе, то среднее усилие составляло 65 кг. Т.е. эффективность падала на 23,5%. С увеличением группы эффективность каждого отдельного человека падала все сильнее.

Эксперименты Рингельмана вызвали неоднозначную реакцию. Противники говорили о том, что подобный подход неприменим к интеллектуальному труду, что людям при перетягивании каната вместе нужно приспособиться. В середине 20 века было проведено много экспериментов, подтвердивших правильность выводов Рингельмана. Например, людей просили тянуть канат с завязанными глазами. При этом им говорили, что они будут тянуть канат одни или в команде. Когда человек думал, что он тянет канат в команде — его продуктивность заметно падала.

Эффект Рингельмана или почему командная работа убивает личную эффективность

Другие эксперименты показали, что люди гораздо хуже готовятся к выступлению или презентации, если знают, что будут выступать вместе. Люди с завязанными глазами и в наушниках кричали гораздо тише, когда им говорили, что они будут кричать с группой. Этот эффект также называют «социальной ленностью».

Причина довольно проста: когда человек знает, что может рассчитывать только на себя — он прилагает максимум усилий. Зная же, что над делом работает много людей, можно сэкономить силы. Есть довольно известная и показательная история о том, как жители деревни решили к празднику наполнить бочку водкой. С каждого двора требовалось по ведру водки. Когда настало время праздновать, оказалось, что в бочке находится чистейшая вода.

Что делать?

Во-первых, нужно сказать, что не придумано ни одной техники, методики, теории мотивации, позволяющей преодолеть эффект Рингельмана. Но есть несколько общих советов, которые помогут свести его влияние к минимуму.

Разделение труда. Вспоминаем классика экономической теории и его пример с булавками. Один рабочий в день может изготовить 20 булавок. Однако, если разделить процесс изготовления булавок на 18 операций и обучить каждой операции 18 рабочих, то вместе они будут изготавливать 48 000 булавок.

Отсюда следует, что если вы руководитель какого-то проекта или процесса (например уборки квартиры) — то необходимо чётко разделить обязанности между исполнителями. Также желательно поставить сроки и обеспечить исполнителей необходимым инструментом. Таким образом, каждый человек будет ощущать свою ответственность за небольшой участок работы и будет знать, что кроме него никто не будет это делать.

Если вы являетесь частью команды, но не руководителем — требуйте четких заданий для себя. К сожалению, многие руководители небрежно относятся к постановке целей «я вам сказал что нужно сделать, мне не важно, кто будет этим заниматься». В таком случае — попробуйте взять лидерские обязанности на себя и распределите задачи между членами группы. Если у вас недостаточно авторитета или навыков для руководства людьми — то во время отчета о статусе проекта говорите о том, что сделано вами (со словами «мною сделано это и это») и передавайте слово другим участникам проекта.

Эффект Рингельмана или почему командная работа убивает личную эффективность

Подписывайтесь на обновления  Вконтакте, в Фейсбуке и в Твиттере

Читайте также

comments powered by Disqus

Новые статьи на сайте

Мы в соцсетях



 Subscribe in a reader