Как мотивировать людей на работу

улыбаемся и пашем

Закончилось лето, нужно настраиваться на рабочий ритм. А что побуждает людей работать лучше? Какие мотивы и стимулы для этого нужны? Что может легко повысить эффективность работы человека в несколько раз? Зарплата? А что ещё? Дэн Ариэли, профессор психологии и поведенческой экономики уверен что не только деньги мотивируют человека работать хорошо.

Однажды к Дэну Ариэли пришёл бывший студент и рассказал интересную историю. Этот студент работал в крупном банке и ему поручили ответственное задание: подготовить презентацию и встречу по планируемому крупному слиянию. Он очень усердно работал, оставался допоздна и шлифовал все детали. И когда он работал — он был счастлив. За день до мероприятия он отправляет подготовленные материалы своему начальнику и получает ответ: «хорошая презентация, но слияние не состоится». Эти слова погрузили его в глубокую депрессию: он был счастлив во время работы, вкладывался в неё по полной и осознание того, что никто не увидит результаты его труда действовало удручающе. Стоит отметить, что это абсолютно никак не отразилось на его зарплате.

Эксперимент №1

Эта история вдохновила Дэна провести эксперимент: людей разделили на две группы и каждой дали конструктор Лего. Люди из первой группы должны были собирать роботов: за первого собранного робота они получали 3 доллара, а за каждого последующего — на 30 центов меньше. И так до тех пор, пока они не откажутся собирать. После того как они соберут одного робота — его клали на стол перед ними.

Второй группе людей предложили делать все тоже самое, с единственным различием: тех роботов, которых они собрали — разбирали у них на глазах и предлагали собрать нового из этих же деталей. Экспериментаторы назвали это «Сизифово условие», которое подчеркивало бессмысленность действия.

В результате получилось так, что большинство людей из первой группы собрали 11 роботов, то есть остановились когда закончилось денежное вознаграждение. А большинство людей из второй группы собрали 7 роботов и остановились на моменте, когда вознаграждение было больше доллара.

Стоит отметить, что в работе не было много смысла: люди просто собирали роботов из конструктора Лего. Но даже минимальный смысл, который был у людей (они видели результат своей работы) значительно улучшал эффективность и мотивацию.

Причем, люди понимают что смысл деятельности важен, но не понимают насколько. После этого была третья группа людей, которым описали этот эксперимент и предложили угадать результаты. В итоге люди угадали направление, но не угадали значимость. Они сказали, что в первом случае будет собрано 8 роботов, а во втором — 7.

Также, стоит отметить, что есть люди, которые любят лего и есть те, кто безразличен к нему. И можно предположить, что те, кто любит лего будут строить больше роботов. Это действительно так, люди из первой группы строили больше роботов, если им нравился лего. А вот со второй группой было интереснее: даже если человек любил Лего, он не строил больше. Это говорит нам о том, что бессмысленность деятельности может уничтожить любую радость.

История из жизни

А вот уже случай из реальной жизни. Многие из работающих людей испытывали похожее. Одна компания в Сиэттле долгое время работала над новым проектом. 200 человек в поте лица трудились над новым продуктом, стараясь сделать его лучше. В один день директор собрал всех, занятых в этом проекте и объявил: «Проекта не будет, все отменяется».

В тот день трудно было найти более печальных людей. Как вы думаете, будут ли эти люди теперь чаще опаздывать на работу? Будут ли эти люди стараться пораньше уйти? Будут ли они задумываться о смене работы?

Ответ на все эти вопросы — ДА!

Что мог сделать начальник, чтобы смягчить удар и оставить производительность работников на высоком уровне? Он мог предложить им подумать, какие из сделанных наработок можно применить в других продуктах компании. Подумать, как можно использовать наработанный опыт. Вместо этого — он убил энтузиазм своих работников и он ответственен за резкое снижение их работоспособности в ближайшее время.

Эксперимент №2

Во втором эксперименте людям предлагали найти идентичные пары букв на листе. Когда они заканчивали один лист — им предлагали сделать тоже самое с другим листом, но за меньшие деньги. И так до тех пор, пока они не откажутся.

Людей разделили на три группы.

В первой группе люди писали своё имя на листе и когда сдавали его — проверяющий мельком его просматривал и говорил: «Угу».

Во второй группе люди не подписывали листы и, когда сдавали их, проверяющий просто складывал их в одну стопку, не глядя.

В третьей группе после выполнения задания проверяющий сразу же пропускал лист через размельчитель бумаги.

Оказалось, что люди из первой группы останавливались на оплате в 15 центов, люди из 3 группы (когда результаты их работы уничтожались) — на 30 центах. В целом это все похоже на результаты первого эксперимента, если не взять во внимание вторую группу (чью работу просто игнорировали) — они остановились на 28 центах — практически тот же результат, как и у тех, чью работу уничтожали.

Стоит также отметить, что люди, чью работу сразу уничтожали могли получить больше денег, затратив меньше усилий — они могли бы выполнять свою работу спустя рукава, т.к. знали, что её не будут проверять, но они не делали этого.

Выводы

Из всего этого можно сделать несколько практических выводов, которые помогут улучшить работу сотрудников без каких-либо денежных затрат:

  • Игнорировать работу также губительно, как и уничтожать её. Старайтесь сделать самый минимальный знак, что вы заметили то, что сделал человек,
  • Придайте значимость той работе, которую делает человек, расскажите ему о том, для чего он это делает, почему это важно,
  • Если вам нужно по каким-то причинам закрыть проект — не нужно делать это резко. Иначе велик риск потерять сотрудников. Попробуйте направить результаты их труда в другие проекты в компании.

Если вы не руководитель, то можно сделать следующий выводы:

  • Старайтесь найти такую работу, в которой вы будете легко видеть смысл,
  • Ищите смысл во всем что вы делаете, в противном случае не избежать депрессии.

Помните: люди понимают что смысл деятельности важен, но не понимают насколько именно.

Следите за обновлениями Вконтакте, в Фейсбуке и в Твиттере.

 

Читайте также

comments powered by Disqus

Новые статьи на сайте

Мы в соцсетях



 Subscribe in a reader